Гейнсборо Томас (1727 — 1788)

  • 12 декабря 2007

Страсть англичан к охоте, верховой езде и скачкам привела к зарождению специфического для Британии спортивного жанра. Диапазон жанра включает как изображение охотничьих собак, породистых лошадей, так и непосредственное воспроизведение самих сцен охоты и спортивных состязаний. Гейнсборо считается самым блестящим художником английской школы 18 в. Его рисунки легкие, свободные, полные тонкой выразительности. Это видно в его рисованных пейзажах, выполненных пером с размывкой, или в смешанной технике угля, белил, цветных мелков, иногда с использованием акварели.
На картинах работы Гейнсборо довольно часто можно увидеть собак (особенно это касается так называемых "охотничьих портретов"). При этом художник весьма точно передавал не только породу собаки, но и ее характер.
Примером тому может служить охотничий пес, изображенный мастером в работе "Уильям Пойнте из Миджхема и его пес Амбер".
Портрет. "Уильям Пойнте из Миджхема и его пес Амбер"
Собака лежит здесь у ног своего хозяина, готовая молниеносно выполнить его приказ. Зрителю кажется, что она в любую секунду может ожить и "выскочить" из картины. Замечательны в этом отношении и такие картины Гейнсборо, как "Деревенская девочка с собакой и кувшином" (1785), портрет Джона Плампина (1753-55) и "Утренняя прогулка" (1785).
"Утренняя прогулка"
На картине "Утренняя прогулка" мастер изобразил очаровательного шаловливого пса, который старается отвлечь своих хозяев от позирования художнику.
Этот двойной портрет Уильяма Халлета (1764-1842) и Элизабет Стивен (1763/64-1833) был заказан художнику к их свадьбе, состоявшейся летом 1785 года. Супруги Халлет не принадлежали к сливкам английского высшего общества, но Гейнсборо изобразил их аристократами до мозга костей (таково, вероятно, было желание заказчиков). В этой картине поражает, прежде всего, удивительно гармоничное слияние людей и природы. Прием, который позволил бы сделать такое слияние естественным, Гейнсборо нашел лишь в самом конце работы над этим портретом — и написал молодую пару прогуливающейся по тенистому парку. Нужно сказать, что в творческом наследии мастера имеется достаточное количество портретов на фоне пейзажа, однако именно в «Утренней прогулке» герои и пейзажный фон сочетаются наиболее естественно.
Кисти Гейнсборо принадлежат также самостоятельные «собачьи» портреты.
Самым известным среди них считается полотно «Шпиц и щенок» (она же «Померанская собака со щенком»), написанное художником для своего друга, музыканта Карла Фридриха Абеля.
«Шпиц и щенок» (она же «Померанская собака со щенком»)
Этот портрет оказался настолько правдоподобным, что шпиц Абеля, едва увидев его, бросился на картину. Бедный пес принял нарисованную собаку за непрошенного гостя.

0

Оставить свой коментарий

Вы должны авторизироваться чтобы оставлять комментарии.